Традиционный День бесполезных знаний :-)
Сегодня я надергала ссылки об огне. Так что всего будет очень мно-оого, держитесь. :-) Во избежание перегруза информацией советую не пытаться воспринять все сразу :-)
читать дальше
ОгнеФильм
teramult.org.ua/mult/1968_su_film_ogon.voda.i.m...
ОгнеМульфильм
teramult.org.ua/mult/1956_su_v.arange.gorit.ogo...
ОгнеПесня
musicmp3.spb.ru/info/145420/ty_vsya_iz_ognya.ht...
www.youtube.com/watch?v=M_yWyBjDEaU
ОгнеКнига
lib.ru/INPROZ/KORTASAR/ho_ogni.txt
lib.ru/KASTANEDA/kast7.txt
ОгнеФокусы
www.micromagic.ru/index.php?option=com_content&...
ОгнеСонник
www.astromeridian.ru/sonnik/2139.html
Просветимся? :-)
Огонь - определение Фасмера
Осторожно, текст :-)ого?нь род. п. огня?, укр. ого?нь, род. п. огню?, др.-русск. огнь, ст.-слав. огнь ??? (Зогр., Супр.; см. Ван-Вейк, ZfslPh 9, 99; Дильс, Aksl. Gr. 129, 161 и сл.), болг. о?гън, сербохорв. о?гањ, о?гња, словен. o?g?nj, чеш. оhеn?, род. п. ohne?, слвц. оhеn?, польск. ogien?, в.-луж. wohen?, н.-луж. hogen?. Происходит из *ognis, родственного лит. ugni?s, род. п. ugnie?s, вост.-лит. u?gnis, лтш. uguns (u- – результат редукции о-, судя по лит. agnu?s "огненный"), др.-инд. agni?s? м. "огонь", хетт. agnis, лат. ignis из *egnis; см. Траутман, ВSW 334 и сл.; Фортунатов, KZ 36, 35; Шпехт 19; Френкель, ВSрr. 35, 40; М.–Э. 4, 295; один случай – др.-лит. ungnis – описка вместо ugnis; см. Траутман, там же; Буга у Преобр. I, 638. Праформа *n?gnis, которая еще и сейчас пользуется популярностью, невероятна ни со слав., ни с италийск. точки зрения (см. Вальде–Гофм. 1, 676). Она представлена у Соссюра (МSL 7, 93), Мейе (МSL 8, 236, 315), Педерсена (KZ 38, 395), Сольмсена (Unters. gr. Lautl. 218), Младенова (94), Гуйера (LF 66, 459), которые сближают ого?нь с др.-инд. a??garas "уголь", русск. у?голь (см.). Невероятно сравнение *ognь с лит. u?nkstu, u?nkti "стонать, скулить", лат. unco, -arе – о крике медведя, слав. *je?cati (см. яча?ть), вопреки Лер-Сплавинскому (Мe?langes Belic? 415 и сл.). Смелые сравнения с лат. egula "вид серы" и под. имеются у Ле?венталя (WuS 11, 54). Недостоверно родство с сербохорв. ви?гањ "кузница", чеш. vy?hen? "кузнечный горн" (см. Траутман, там же); см. против Эндзелин, Lett. Gr. VII; Ильинский, РФВ 74, 133.
Огонь - химия
www.xumuk.ru/encyklopedia/1128.html
Огонь звезд - горение водорода
nuclphys.sinp.msu.ru/spargalka/058.htm
Огонь - физика
www.xumuk.ru/teplotehnika/051.html
Огонь - история
Осторожно, текст :-)Австралопитеки на пожаре
Международная группа исследователей (Австралия, США, ЮАР) объявила на прошедшей в Монреале ежегодной конференции Палеонтологического общества, что, по всей видимости, люди научились обращаться с огнем еще полтора миллиона лет назад. До сих пор считалось, что человек впервые приручил огонь примерно 250–400 тысяч лет тому назад. Об этом свидетельствуют археологические находки, сделанные раньше в Китае.
Исследуя с использованием техники электронного спинового резонанса сгоревшие кости животных, обнаруженные при раскопках в Шварцкранце (ЮАР), ученые установили, что эти кости подвергались воздействию высоких температур, которые не свойственны лесным пожарам и достижимы только в очагах или в пламени костров.
Техника электронного спинового резонанса (ЭСР) позволяет исследовать находящиеся в веществе так называемые свободные радикалы, осколки молекул, возникающие, в частности, при повреждении радиацией или огнем. Анализируя спектр свободных радикалов, ученые могут судить о причине повреждения. Когда имеешь дело с органическим веществом, таким, как кости или соединительные ткани, следует наблюдать за содержанием углерода – это как раз и позволяет сделать ЭСР. Дело в том, что когда такая органика попадает в огонь, она разрушается, причем по мере повышения температуры получающиеся в результате частички становятся меньше и меньше – до тех пор, пока из них не уйдет весь углерод. Температура в лесных пожарах достигает примерно 300 градусов Цельсия, а в кострах и очагах она может подниматься до 600 градусов и выше. Такая разница в спектрах ЭСР по углеродному пику видна отчетливо.
Кстати, как правило, применять в таких случаях ЭСР вовсе не обязательно – вывод порой можно сделать, исследуя костные останки другими, менее дорогими способами. Правда, в данном случае все было не так однозначно. Находки в Шварцкранце были сделаны и проанализированы еще в прошлом веке, в 1998 году в Кейптаунском университете. Среди костей были и такие, которые явно подвергались воздействию низкотемпературного, «пожарного» огня, и такие, которые, судя по их виду, горели при более высоких температурах. Однако тут же выяснилось, что если держать кости в низкотемпературном огне долгое время, они начинают выглядеть так, как будто горели при высокой температуре. Поэтому и пришлось использовать метод ЭСР – на его выводы время нахождения в огне не влияет, он определяет только уровень содержания углерода, то есть сразу указывает, при какой температуре горело. Оказалось, что при высокой – в кострах.
Кто разжигал костры, пока остается неясным. Подозреваемых двое – австралопитек (Australopithecus robustus) и, возможно, человек прямоходящий (Homo erectus), тот самый, что много позже стал наведываться в Европу и извел всех неандертальцев, не дав им ни одного шанса стать нашими предками.
Владимир ПОКРОВСКИЙ
Огонь - очаг
Осторожно, текст :-)Поклонение очагу
Краткая история пламени от алтаря до печки
Алтарь огня – ведический жертвенник. Признаки поклонения огню обнаружены археологами уже в протоиндийской цивилизации, которая зародилась более чем за три тысячи лет до нашей эры. Шли века, менялись культуры, но поклонение огню осталось одним из центральных мотивов цивилизаций Индостана. Храм огня – главное религиозное сооружение для современных парсов, немногочисленных потомков древних зороастрийцев. В современной печке трудно уловить отзвук мистического отношения к огню. Но изначальное преклонение перед этой стихией не так трудно понять перед пламенем камина.
Буржуйка – символ революции. Словарь Ушакова говорит, что это «времянка, небольшая комнатная железная печь, какими пользовались в годы топливного кризиса», и указывает на происхождение слова – «ленинградское». В славные годы Петрокоммуны под руководством большевика Зиновьева, когда тротуары бывшего Петербурга проросли травой, а население уменьшилось на порядок, буржуйки были основным средством спасения для немногих оставшихся. То же самое было в блокаду. Вот симфония умирающего города: «бьется в тесной печурке огонь», в окно из черной трубы вылетает вонючий дым лакированного паркета, а на единственной конфорке побулькивает кастрюлька с талым снегом и крысиной тушкой.
Буржуйка крайне проста и неприхотлива: металлическая бочка на четырех ножках с дверкой, конфоркой, поддоном для золы, ручками для переноски и коленчатой трубой. Она жрет много дров и остывает вскоре после их прогорания. Но в военных условиях незаменима, потому что ее легко разобрать и установить. До сих пор буржуйка – средство спасения одиноких погранцов на дальних заставах и бедных дачников.
Камин – "очаг" (в переводе с латыни). Собственно, слово «комната» произошло от названия очага, то есть обозначает не более чем «обогреваемое помещение». Но социальное значение современного камина совершенно иное: «А вот камин/ Здесь барин сиживал один» (как писал Пушкин). На Руси камины прижились как немецкая забава при императоре Петре. И с тех самых пор остаются признаком принадлежности к элите.
Очаг – самое древнее устройство для обогрева жилья и приготовления пищи. Представляет собой костер, зажженный под крышей (что бы ею ни служило – своды пещеры или оленьи шкуры). В таком виде сохранился практически неизменным от первобытного человека до наших соотечественников чукч. Очаг, конечно, требует топлива и воздушной тяги. Но главное – он требует поклонения: чукча никогда не переступит через очаг, расположенный в самом центре яранги. Эта традиция – располагать огонь в самом центре родового жилища также прошла неизменной от времен доисторических. Современные комнатные «очаги» делятся на два типа – открытые (это камины) и закрытые (это печки).
Русская печь – сердце избы. Как говорит анекдот, голландец – человек, а голландка – печка; бывают также печки «шведки» и т.д., но самая жаркая – русская. Она очень долго держит тепло, не требуя при том большого объема дров, и потому незаменима в условиях суровой зимы. Главная отличительная особенность русской печи – горнило, то есть та самая часть, куда Баба Яга на противне Иванушку посадить хотела. Это – сердце печи: сводчатая камера, которую обычно используют для приготовления хлеба, каши, щей и даже для банного дела (если, конечно, печь велика). Горнило известно на Руси с начала XV века. Печь с тех пор улучшалась неоднократно.
Михаил СИДЛИН
Огонь сигнальный
Осторожно, текст :-)
* Для подачи светового сигнала бедствия можно использовать фотовспышки, вмонтированные во многие современные фотоаппараты. Фотовспышки отличаются сильным, но очень коротким световым импульсом, который можно принять за случайный блик. Отсюда очень важно, чтобы сигнал периодически повторялся. Давать его надо на максимально возвышенном и оголённом участке местности. Очень хорошо, если отражающий фон будет светлый.
* Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения. Понятно, что если спрятать костёр в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного. И наоборот, костёр, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесом островке посреди водоёма, возвышающейся над лесным массивом скале, - виден издалека.
* Лучше приготовить не один костёр, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, образующие равносторонний треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия. А пять костров, расположенные в форме буквы "Т", указывают на место безопасной посадки. Этой буквой размечали посадочные полосы ещё партизаны во время Отечественной войны.
В любом случае расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50м!
Возле каждого костра необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит.
* Прерывистый сигнал обращает на себя больше внимания, чем постоянный. Поэтому одиночный костёр лучше периодически прикрывать куском ткани или пучком лапника, в крайнем случае загораживать своим телом. Таким же способом можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе ( SOS: . . . - - - . . . , 3 точки, 3 тире, 3 точки ).
* В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костёр подбрасывают сырые ветки, мох, траву.
В пасмурную погоду лучше виден тёмный дым - в огонь добавляют зелёные листья, куски резины, покрышки и камеры от колёс автотранспорта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки.
В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал - белый и тёмный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.
* Отправляясь в путь, заготовьте несколько факелов. Кстати, они и от зверя уберечься помогут, и костёр под дождём развести. Чтобы изготовить сигнальный факел, надо с нестарой, лучше погибшей берёзы, надрать побольше сухой бересты. Свернуть её в свиток и насадить на длинную палку.
* Даже элементарная свечка может послужить в качестве сигнального средства. Хотя это на первый взгляд и покажется странным, но световой сигнал лучше всего различим, когда он горит внутри тканевой оболочки (особенно если ткань светлых тонов) или блочного снежного убежища. Кроме того, такой внешний кожух предохраняет пламя от задувания ветром.
* При наличии сигнального зеркала свет свечи или лампочки можно попытаться отразить в сторону пролетающего самолёта или вертолёта. Такой сигнал будет более адресным и, значит, более заметным.
Огонь боевой
www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RAwyorrlwop...
www.xlegio.ru/grekfire.htm
ww1.milua.org/Flameverfer.htm
www.arsenalnoe.ru/s/54/ognemety.html
Огонь болотный
Осторожно, текст :-)Бесовские огни
О блуждающих, или бесовских, огнях сложена масса легенд, многие видели их своими глазами, но о них по-прежнему известно слишком мало, чтобы сделать определенные выводы. Блуждающие огни наблюдали в разное время на разных континентах, но, согласно русским сказаниям, чаще всего их можно увидеть после 24 августа на болотах и вблизи кладбищ.
Обещание святого Давида
Наиболее часто блуждающие огоньки считают душами утопленников и людей. погибших насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании им отводится также скорбная. но благородная роль: здесь блуждающие огоньки выполняют функцию предвестников смерти. По старинной легенде, святой Давид, покровитель Уэльса, пообещал, что каждый житель этой части Великобритании будет извещен о своей смерти заранее и успеет подготовиться к путешествию в иной мир. Предвестник гибели в виде блуждающего огонька может не только показать место гибели, но и место упокоения. пройдя целиком путь похоронной процессии.
Эти суеверия неоднократно подтверждаются рассказами очевидцев. В книге «Ночные тени природы» приводится свидетельство некого церковного сановника о его родственнице, которой довелось путешествовать в сопровождении своего слуги и столкнуться с огоньком-предсказателем. Поездка пришлась на вечернее время и по незнакомой местности, поэтому даму должен был встретить провожатый из владений, куда она направлялась. Но она не только не встретила слугу, который должен был выехать ей навстречу. но и потеряла своего. Оставшись одна в темноте, она увидела огонек, который двигался к ней. Женщина в страхе замерла, огонек тоже остановился, и в таком оцепенении она простояла около получаса. По истечении этого времени позади раздался стук копыт — это ее слуга наконец догнал ее. огонек же свернул в сторону и исчез. Благополучно добравшись до места назначения, женщина рассказала об увиденном, а через несколько дней ее слуга умер. Похоронная процессия двигалась как раз по этой дороге, и именно на том месте. где появился блуждающий огонек, катафалк остановился на тридцать минут.
Проводник в иной мир
Верования. подобные уэльсским. существовали и в других частях королевства и пользовались большим доверием,что подтверждает рассказ одного шотландского священника. Однажды. выйдя из своего дома, который находился рядом с погостом около церкви. он заметил светящуюся точку за оградой церковного кладбища. Решив, что это кто-то ходит с фонарем. он последовал за огоньком. но ни одного человека так и не увидел. Огонек же вылетел за пределы кладбища и через небольшой лесок направился к дому одного фермера, а затем в сопровождении другого огонька повернул в обратную сторону. Все это время священник следовал за загадочными огнями и заметил, что они скрылись в склепе. На следующий день он узнал у сторожа, чей это склеп. Оказалось, что этот склеп принадлежит семейству как раз того фермера, что живет за лесом. А ещё через день священника пригласили в эту семью отпевать ребенка. умершего от скарлатины. Видимо, суеверие, что огоньки являются только тем. чьи родственники уже похоронены на местном кладбище, имеет под собой некоторые основания.
Загадка для скептиков
Куда более скептично к таким явлениям относятся ученые, считая, что каждое загадочное явление имеет вполне научное объяснение. Так. болотные или блуждающие огни являются следствием разложения органических веществ, которое особенно активно идет в заболоченных почвах и в местах захоронения. В процессе гниения растительных и животных остатков среди прочих соединений образуется фтористый водород, который способен самовоспламеняться. Этот газ пахнет тухлой рыбой, вспыхивает, попадая в воздух, и горит светлым пламенем.
Также феномен блуждающих огней пытаются объяснить появлением шаровых молний, о природе которых тоже не очень много известно, их отождествляют с шарами плазмы или даже крошечными метеоритами. Но если посмотреть правде в глаза, то ни одна из этих версий не объясняет связи между блуждающими огнями и скорой смертью человека, видевшего их, или кого-либо из его окружения. Также остается загадкой, почему подобные явления были замечены и в домах, где вроде бы гнить ничего не должно, а также строго определенные сроки появления подобных шаров — загадочные шары, вылетающие прямо из-под воды на озере Нонг-Кай в Таиланде, появляются только в первое полнолуние одиннадцатого лунного месяца. Дать вразумительное объяснение этому явлению пока так и не удалось.
Убийцы и спасители
Также загадкой остается, почему одни огни настроены к людям довольно агрессивно или. по крайней мере, несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту. С негативно настроенными болотными огнями довелось столкнуться туристам, путешествовавшим по Сегежскому району Карелии. Вопреки предупреждениям местных жителей группа туристов разбила лагерь вблизи болота. В течение вечера ничего подозрительного замечено не было, но сразу после полуночи началась -чертовщина». Сначала несколько человек заметили загадочное мерцание в соседнем болоте: огни. появившиеся там. словно манили за собой. Трое путешественников как во сне последовали этому зову, остальными тоже постепенно овладело странное состояние неспособности отвечать за свои действия. Все больше людей вставали и двигались за огоньками к болоту. Все могло бы закончиться весьма плачевно, если бы один из «зомби» не влез в костер, оказавшийся у него на пути. Боль от ожога привела мужчину в чувство, и он своим криком вывел товарищей из странной дремы, в которой они двигались навстречу своей гибели. Потерпев фиаско, огни исчезли.
Совсем по-другому ведут себя известные огни Марфа, часто появляющиеся неподалеку от одноименного населенного пункта в горах Чинати. недалеко от мексиканской границы. По словам местных жителей, вреда от них не видели никакого, если не считать чувства страха, которое вызывает любое необъяснимое явление. А по рассказу миссис Эллен Диккенс, эти загадочные огни даже спасли ее отца, когда он в метель сбился с пути. Каким-то образом огни сумели передать ему. что он идет в неверном направлении, и привели его в небольшую пещеру, где он смог переждать непогоду. Утром он обнаружил. что огни оказались абсолютно правы, указав на его ошибку, и благодаря этому он целым и невредимым вернулся домой.
О происхождении огней Марфа ходит множество противоречивых легенд. По одной из них. это духи индейцев. которых обманули и убили в местных горах. Спастись удалось только их проводнику, который до сих пор ходит и пытается найти своих людей. По другой версии, в 1850-х годах мексиканские бандиты напали на ранчо одного фермера, пока хозяина не было дома. Оставшиеся в живых члены семьи направили фермера по следу бандитов, которых он сумел нагнать и даже расправиться о несколькими из них. Но награбленное добро так и осталось не найденным, поэтому считают, что огни — это бандиты или хозяин, пытающийся отыскать деньги.
Духи-кладовики
В русской традиции блуждающие огни также иногда связывают с похищенными сокровищами. Говорят, что это духи-кладовики зажигают огоньки над спрятанными ценностями, чтобы указать дорогу к кладу. Огоньки кладовиков могут принимать разную форму — от шара или огонька свечи до золотого петуха. При охоте на такие сокровища надо помнить несколько правил. Во-первых увидев в лесу огонек, надо как можно скорее произнести «Чур, чур, свято место, чур. Божье да мое», иначе «незачурованный» клад уйдет в землю на большую глубину и станет недоступным. Во-вторых, следует понимать, что, скорее всего, добра от такого сокровища не будет: либо сопьешься, либо завистники ограбят, либо просто погибнешь. Сокровища, спрятанные нечистой силой. с самого начала прокляты, и позариться на них — значит погубить свою бессмертную душу. Так что на всякий случай, от разного рода блуждающих огоньков лучше держаться подальше. Жаль только, что если следовать этой рекомендации, тайна этого явления так и не будет раскрыта...
Наталья ЗОЛОТОВА
Огонь Святого Эльма
n-t.ru/ri/mz/on04.htm
Огонь - символ
dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/556
Огонь Благодатный (пасхальный)
Сторона верующих
www.holy-fire.ru/
Сторона неверующих
www.skeptik.net/miracles/pasfire.htm
Огонь - мистика
soit.ru/magick/mag21F.htm
www.peterlife.ru/funoffice/folk/russian-folk-le...
www.token.ru/359.shtml
Огонь - создание
artjunkies.net/tutorials/579-risuem-ogon.html
demiart.ru/forum/lofi/index.php/t18516
mk-team.net.ru/1/2/8291-dramatichnyjj-tekst-s-j...
Огонь в Вики
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%...
Сегодня я надергала ссылки об огне. Так что всего будет очень мно-оого, держитесь. :-) Во избежание перегруза информацией советую не пытаться воспринять все сразу :-)
читать дальше
ОгнеФильм
teramult.org.ua/mult/1968_su_film_ogon.voda.i.m...
ОгнеМульфильм
teramult.org.ua/mult/1956_su_v.arange.gorit.ogo...
ОгнеПесня
musicmp3.spb.ru/info/145420/ty_vsya_iz_ognya.ht...
www.youtube.com/watch?v=M_yWyBjDEaU
ОгнеКнига
lib.ru/INPROZ/KORTASAR/ho_ogni.txt
lib.ru/KASTANEDA/kast7.txt
ОгнеФокусы
www.micromagic.ru/index.php?option=com_content&...
ОгнеСонник
www.astromeridian.ru/sonnik/2139.html
Просветимся? :-)
Огонь - определение Фасмера
Осторожно, текст :-)ого?нь род. п. огня?, укр. ого?нь, род. п. огню?, др.-русск. огнь, ст.-слав. огнь ??? (Зогр., Супр.; см. Ван-Вейк, ZfslPh 9, 99; Дильс, Aksl. Gr. 129, 161 и сл.), болг. о?гън, сербохорв. о?гањ, о?гња, словен. o?g?nj, чеш. оhеn?, род. п. ohne?, слвц. оhеn?, польск. ogien?, в.-луж. wohen?, н.-луж. hogen?. Происходит из *ognis, родственного лит. ugni?s, род. п. ugnie?s, вост.-лит. u?gnis, лтш. uguns (u- – результат редукции о-, судя по лит. agnu?s "огненный"), др.-инд. agni?s? м. "огонь", хетт. agnis, лат. ignis из *egnis; см. Траутман, ВSW 334 и сл.; Фортунатов, KZ 36, 35; Шпехт 19; Френкель, ВSрr. 35, 40; М.–Э. 4, 295; один случай – др.-лит. ungnis – описка вместо ugnis; см. Траутман, там же; Буга у Преобр. I, 638. Праформа *n?gnis, которая еще и сейчас пользуется популярностью, невероятна ни со слав., ни с италийск. точки зрения (см. Вальде–Гофм. 1, 676). Она представлена у Соссюра (МSL 7, 93), Мейе (МSL 8, 236, 315), Педерсена (KZ 38, 395), Сольмсена (Unters. gr. Lautl. 218), Младенова (94), Гуйера (LF 66, 459), которые сближают ого?нь с др.-инд. a??garas "уголь", русск. у?голь (см.). Невероятно сравнение *ognь с лит. u?nkstu, u?nkti "стонать, скулить", лат. unco, -arе – о крике медведя, слав. *je?cati (см. яча?ть), вопреки Лер-Сплавинскому (Мe?langes Belic? 415 и сл.). Смелые сравнения с лат. egula "вид серы" и под. имеются у Ле?венталя (WuS 11, 54). Недостоверно родство с сербохорв. ви?гањ "кузница", чеш. vy?hen? "кузнечный горн" (см. Траутман, там же); см. против Эндзелин, Lett. Gr. VII; Ильинский, РФВ 74, 133.
Огонь - химия
www.xumuk.ru/encyklopedia/1128.html
Огонь звезд - горение водорода
nuclphys.sinp.msu.ru/spargalka/058.htm
Огонь - физика
www.xumuk.ru/teplotehnika/051.html
Огонь - история
Осторожно, текст :-)Австралопитеки на пожаре
Международная группа исследователей (Австралия, США, ЮАР) объявила на прошедшей в Монреале ежегодной конференции Палеонтологического общества, что, по всей видимости, люди научились обращаться с огнем еще полтора миллиона лет назад. До сих пор считалось, что человек впервые приручил огонь примерно 250–400 тысяч лет тому назад. Об этом свидетельствуют археологические находки, сделанные раньше в Китае.
Исследуя с использованием техники электронного спинового резонанса сгоревшие кости животных, обнаруженные при раскопках в Шварцкранце (ЮАР), ученые установили, что эти кости подвергались воздействию высоких температур, которые не свойственны лесным пожарам и достижимы только в очагах или в пламени костров.
Техника электронного спинового резонанса (ЭСР) позволяет исследовать находящиеся в веществе так называемые свободные радикалы, осколки молекул, возникающие, в частности, при повреждении радиацией или огнем. Анализируя спектр свободных радикалов, ученые могут судить о причине повреждения. Когда имеешь дело с органическим веществом, таким, как кости или соединительные ткани, следует наблюдать за содержанием углерода – это как раз и позволяет сделать ЭСР. Дело в том, что когда такая органика попадает в огонь, она разрушается, причем по мере повышения температуры получающиеся в результате частички становятся меньше и меньше – до тех пор, пока из них не уйдет весь углерод. Температура в лесных пожарах достигает примерно 300 градусов Цельсия, а в кострах и очагах она может подниматься до 600 градусов и выше. Такая разница в спектрах ЭСР по углеродному пику видна отчетливо.
Кстати, как правило, применять в таких случаях ЭСР вовсе не обязательно – вывод порой можно сделать, исследуя костные останки другими, менее дорогими способами. Правда, в данном случае все было не так однозначно. Находки в Шварцкранце были сделаны и проанализированы еще в прошлом веке, в 1998 году в Кейптаунском университете. Среди костей были и такие, которые явно подвергались воздействию низкотемпературного, «пожарного» огня, и такие, которые, судя по их виду, горели при более высоких температурах. Однако тут же выяснилось, что если держать кости в низкотемпературном огне долгое время, они начинают выглядеть так, как будто горели при высокой температуре. Поэтому и пришлось использовать метод ЭСР – на его выводы время нахождения в огне не влияет, он определяет только уровень содержания углерода, то есть сразу указывает, при какой температуре горело. Оказалось, что при высокой – в кострах.
Кто разжигал костры, пока остается неясным. Подозреваемых двое – австралопитек (Australopithecus robustus) и, возможно, человек прямоходящий (Homo erectus), тот самый, что много позже стал наведываться в Европу и извел всех неандертальцев, не дав им ни одного шанса стать нашими предками.
Владимир ПОКРОВСКИЙ
Огонь - очаг
Осторожно, текст :-)Поклонение очагу
Краткая история пламени от алтаря до печки
Алтарь огня – ведический жертвенник. Признаки поклонения огню обнаружены археологами уже в протоиндийской цивилизации, которая зародилась более чем за три тысячи лет до нашей эры. Шли века, менялись культуры, но поклонение огню осталось одним из центральных мотивов цивилизаций Индостана. Храм огня – главное религиозное сооружение для современных парсов, немногочисленных потомков древних зороастрийцев. В современной печке трудно уловить отзвук мистического отношения к огню. Но изначальное преклонение перед этой стихией не так трудно понять перед пламенем камина.
Буржуйка – символ революции. Словарь Ушакова говорит, что это «времянка, небольшая комнатная железная печь, какими пользовались в годы топливного кризиса», и указывает на происхождение слова – «ленинградское». В славные годы Петрокоммуны под руководством большевика Зиновьева, когда тротуары бывшего Петербурга проросли травой, а население уменьшилось на порядок, буржуйки были основным средством спасения для немногих оставшихся. То же самое было в блокаду. Вот симфония умирающего города: «бьется в тесной печурке огонь», в окно из черной трубы вылетает вонючий дым лакированного паркета, а на единственной конфорке побулькивает кастрюлька с талым снегом и крысиной тушкой.
Буржуйка крайне проста и неприхотлива: металлическая бочка на четырех ножках с дверкой, конфоркой, поддоном для золы, ручками для переноски и коленчатой трубой. Она жрет много дров и остывает вскоре после их прогорания. Но в военных условиях незаменима, потому что ее легко разобрать и установить. До сих пор буржуйка – средство спасения одиноких погранцов на дальних заставах и бедных дачников.
Камин – "очаг" (в переводе с латыни). Собственно, слово «комната» произошло от названия очага, то есть обозначает не более чем «обогреваемое помещение». Но социальное значение современного камина совершенно иное: «А вот камин/ Здесь барин сиживал один» (как писал Пушкин). На Руси камины прижились как немецкая забава при императоре Петре. И с тех самых пор остаются признаком принадлежности к элите.
Очаг – самое древнее устройство для обогрева жилья и приготовления пищи. Представляет собой костер, зажженный под крышей (что бы ею ни служило – своды пещеры или оленьи шкуры). В таком виде сохранился практически неизменным от первобытного человека до наших соотечественников чукч. Очаг, конечно, требует топлива и воздушной тяги. Но главное – он требует поклонения: чукча никогда не переступит через очаг, расположенный в самом центре яранги. Эта традиция – располагать огонь в самом центре родового жилища также прошла неизменной от времен доисторических. Современные комнатные «очаги» делятся на два типа – открытые (это камины) и закрытые (это печки).
Русская печь – сердце избы. Как говорит анекдот, голландец – человек, а голландка – печка; бывают также печки «шведки» и т.д., но самая жаркая – русская. Она очень долго держит тепло, не требуя при том большого объема дров, и потому незаменима в условиях суровой зимы. Главная отличительная особенность русской печи – горнило, то есть та самая часть, куда Баба Яга на противне Иванушку посадить хотела. Это – сердце печи: сводчатая камера, которую обычно используют для приготовления хлеба, каши, щей и даже для банного дела (если, конечно, печь велика). Горнило известно на Руси с начала XV века. Печь с тех пор улучшалась неоднократно.
Михаил СИДЛИН
Огонь сигнальный
Осторожно, текст :-)
* Для подачи светового сигнала бедствия можно использовать фотовспышки, вмонтированные во многие современные фотоаппараты. Фотовспышки отличаются сильным, но очень коротким световым импульсом, который можно принять за случайный блик. Отсюда очень важно, чтобы сигнал периодически повторялся. Давать его надо на максимально возвышенном и оголённом участке местности. Очень хорошо, если отражающий фон будет светлый.
* Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения. Понятно, что если спрятать костёр в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного. И наоборот, костёр, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесом островке посреди водоёма, возвышающейся над лесным массивом скале, - виден издалека.
* Лучше приготовить не один костёр, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, образующие равносторонний треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия. А пять костров, расположенные в форме буквы "Т", указывают на место безопасной посадки. Этой буквой размечали посадочные полосы ещё партизаны во время Отечественной войны.
В любом случае расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50м!
Возле каждого костра необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит.
* Прерывистый сигнал обращает на себя больше внимания, чем постоянный. Поэтому одиночный костёр лучше периодически прикрывать куском ткани или пучком лапника, в крайнем случае загораживать своим телом. Таким же способом можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе ( SOS: . . . - - - . . . , 3 точки, 3 тире, 3 точки ).
* В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костёр подбрасывают сырые ветки, мох, траву.
В пасмурную погоду лучше виден тёмный дым - в огонь добавляют зелёные листья, куски резины, покрышки и камеры от колёс автотранспорта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки.
В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал - белый и тёмный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.
* Отправляясь в путь, заготовьте несколько факелов. Кстати, они и от зверя уберечься помогут, и костёр под дождём развести. Чтобы изготовить сигнальный факел, надо с нестарой, лучше погибшей берёзы, надрать побольше сухой бересты. Свернуть её в свиток и насадить на длинную палку.
* Даже элементарная свечка может послужить в качестве сигнального средства. Хотя это на первый взгляд и покажется странным, но световой сигнал лучше всего различим, когда он горит внутри тканевой оболочки (особенно если ткань светлых тонов) или блочного снежного убежища. Кроме того, такой внешний кожух предохраняет пламя от задувания ветром.
* При наличии сигнального зеркала свет свечи или лампочки можно попытаться отразить в сторону пролетающего самолёта или вертолёта. Такой сигнал будет более адресным и, значит, более заметным.
Огонь боевой
www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RAwyorrlwop...
www.xlegio.ru/grekfire.htm
ww1.milua.org/Flameverfer.htm
www.arsenalnoe.ru/s/54/ognemety.html
Огонь болотный
Осторожно, текст :-)Бесовские огни
О блуждающих, или бесовских, огнях сложена масса легенд, многие видели их своими глазами, но о них по-прежнему известно слишком мало, чтобы сделать определенные выводы. Блуждающие огни наблюдали в разное время на разных континентах, но, согласно русским сказаниям, чаще всего их можно увидеть после 24 августа на болотах и вблизи кладбищ.
Обещание святого Давида
Наиболее часто блуждающие огоньки считают душами утопленников и людей. погибших насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании им отводится также скорбная. но благородная роль: здесь блуждающие огоньки выполняют функцию предвестников смерти. По старинной легенде, святой Давид, покровитель Уэльса, пообещал, что каждый житель этой части Великобритании будет извещен о своей смерти заранее и успеет подготовиться к путешествию в иной мир. Предвестник гибели в виде блуждающего огонька может не только показать место гибели, но и место упокоения. пройдя целиком путь похоронной процессии.
Эти суеверия неоднократно подтверждаются рассказами очевидцев. В книге «Ночные тени природы» приводится свидетельство некого церковного сановника о его родственнице, которой довелось путешествовать в сопровождении своего слуги и столкнуться с огоньком-предсказателем. Поездка пришлась на вечернее время и по незнакомой местности, поэтому даму должен был встретить провожатый из владений, куда она направлялась. Но она не только не встретила слугу, который должен был выехать ей навстречу. но и потеряла своего. Оставшись одна в темноте, она увидела огонек, который двигался к ней. Женщина в страхе замерла, огонек тоже остановился, и в таком оцепенении она простояла около получаса. По истечении этого времени позади раздался стук копыт — это ее слуга наконец догнал ее. огонек же свернул в сторону и исчез. Благополучно добравшись до места назначения, женщина рассказала об увиденном, а через несколько дней ее слуга умер. Похоронная процессия двигалась как раз по этой дороге, и именно на том месте. где появился блуждающий огонек, катафалк остановился на тридцать минут.
Проводник в иной мир
Верования. подобные уэльсским. существовали и в других частях королевства и пользовались большим доверием,что подтверждает рассказ одного шотландского священника. Однажды. выйдя из своего дома, который находился рядом с погостом около церкви. он заметил светящуюся точку за оградой церковного кладбища. Решив, что это кто-то ходит с фонарем. он последовал за огоньком. но ни одного человека так и не увидел. Огонек же вылетел за пределы кладбища и через небольшой лесок направился к дому одного фермера, а затем в сопровождении другого огонька повернул в обратную сторону. Все это время священник следовал за загадочными огнями и заметил, что они скрылись в склепе. На следующий день он узнал у сторожа, чей это склеп. Оказалось, что этот склеп принадлежит семейству как раз того фермера, что живет за лесом. А ещё через день священника пригласили в эту семью отпевать ребенка. умершего от скарлатины. Видимо, суеверие, что огоньки являются только тем. чьи родственники уже похоронены на местном кладбище, имеет под собой некоторые основания.
Загадка для скептиков
Куда более скептично к таким явлениям относятся ученые, считая, что каждое загадочное явление имеет вполне научное объяснение. Так. болотные или блуждающие огни являются следствием разложения органических веществ, которое особенно активно идет в заболоченных почвах и в местах захоронения. В процессе гниения растительных и животных остатков среди прочих соединений образуется фтористый водород, который способен самовоспламеняться. Этот газ пахнет тухлой рыбой, вспыхивает, попадая в воздух, и горит светлым пламенем.
Также феномен блуждающих огней пытаются объяснить появлением шаровых молний, о природе которых тоже не очень много известно, их отождествляют с шарами плазмы или даже крошечными метеоритами. Но если посмотреть правде в глаза, то ни одна из этих версий не объясняет связи между блуждающими огнями и скорой смертью человека, видевшего их, или кого-либо из его окружения. Также остается загадкой, почему подобные явления были замечены и в домах, где вроде бы гнить ничего не должно, а также строго определенные сроки появления подобных шаров — загадочные шары, вылетающие прямо из-под воды на озере Нонг-Кай в Таиланде, появляются только в первое полнолуние одиннадцатого лунного месяца. Дать вразумительное объяснение этому явлению пока так и не удалось.
Убийцы и спасители
Также загадкой остается, почему одни огни настроены к людям довольно агрессивно или. по крайней мере, несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту. С негативно настроенными болотными огнями довелось столкнуться туристам, путешествовавшим по Сегежскому району Карелии. Вопреки предупреждениям местных жителей группа туристов разбила лагерь вблизи болота. В течение вечера ничего подозрительного замечено не было, но сразу после полуночи началась -чертовщина». Сначала несколько человек заметили загадочное мерцание в соседнем болоте: огни. появившиеся там. словно манили за собой. Трое путешественников как во сне последовали этому зову, остальными тоже постепенно овладело странное состояние неспособности отвечать за свои действия. Все больше людей вставали и двигались за огоньками к болоту. Все могло бы закончиться весьма плачевно, если бы один из «зомби» не влез в костер, оказавшийся у него на пути. Боль от ожога привела мужчину в чувство, и он своим криком вывел товарищей из странной дремы, в которой они двигались навстречу своей гибели. Потерпев фиаско, огни исчезли.
Совсем по-другому ведут себя известные огни Марфа, часто появляющиеся неподалеку от одноименного населенного пункта в горах Чинати. недалеко от мексиканской границы. По словам местных жителей, вреда от них не видели никакого, если не считать чувства страха, которое вызывает любое необъяснимое явление. А по рассказу миссис Эллен Диккенс, эти загадочные огни даже спасли ее отца, когда он в метель сбился с пути. Каким-то образом огни сумели передать ему. что он идет в неверном направлении, и привели его в небольшую пещеру, где он смог переждать непогоду. Утром он обнаружил. что огни оказались абсолютно правы, указав на его ошибку, и благодаря этому он целым и невредимым вернулся домой.
О происхождении огней Марфа ходит множество противоречивых легенд. По одной из них. это духи индейцев. которых обманули и убили в местных горах. Спастись удалось только их проводнику, который до сих пор ходит и пытается найти своих людей. По другой версии, в 1850-х годах мексиканские бандиты напали на ранчо одного фермера, пока хозяина не было дома. Оставшиеся в живых члены семьи направили фермера по следу бандитов, которых он сумел нагнать и даже расправиться о несколькими из них. Но награбленное добро так и осталось не найденным, поэтому считают, что огни — это бандиты или хозяин, пытающийся отыскать деньги.
Духи-кладовики
В русской традиции блуждающие огни также иногда связывают с похищенными сокровищами. Говорят, что это духи-кладовики зажигают огоньки над спрятанными ценностями, чтобы указать дорогу к кладу. Огоньки кладовиков могут принимать разную форму — от шара или огонька свечи до золотого петуха. При охоте на такие сокровища надо помнить несколько правил. Во-первых увидев в лесу огонек, надо как можно скорее произнести «Чур, чур, свято место, чур. Божье да мое», иначе «незачурованный» клад уйдет в землю на большую глубину и станет недоступным. Во-вторых, следует понимать, что, скорее всего, добра от такого сокровища не будет: либо сопьешься, либо завистники ограбят, либо просто погибнешь. Сокровища, спрятанные нечистой силой. с самого начала прокляты, и позариться на них — значит погубить свою бессмертную душу. Так что на всякий случай, от разного рода блуждающих огоньков лучше держаться подальше. Жаль только, что если следовать этой рекомендации, тайна этого явления так и не будет раскрыта...
Наталья ЗОЛОТОВА
Огонь Святого Эльма
n-t.ru/ri/mz/on04.htm
Огонь - символ
dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/556
Огонь Благодатный (пасхальный)
Сторона верующих
www.holy-fire.ru/
Сторона неверующих
www.skeptik.net/miracles/pasfire.htm
Огонь - мистика
soit.ru/magick/mag21F.htm
www.peterlife.ru/funoffice/folk/russian-folk-le...
www.token.ru/359.shtml
Огонь - создание
artjunkies.net/tutorials/579-risuem-ogon.html
demiart.ru/forum/lofi/index.php/t18516
mk-team.net.ru/1/2/8291-dramatichnyjj-tekst-s-j...
Огонь в Вики
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%...
@музыка: В.Цой, "Ночь"
@настроение:
Уже улучшается :-) Лори, благодаря тебе :-) Игры прочитала
А сейчас в школах разве не свободный выбор тем для рефератов? Как все изменилось...